Главная
| Школа
начинающего
исследователя
Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности
Слово «рефлексия» производно от латинского слова «reflexio», что означает внутреннюю, обращенную к морю и отражающую его волны сторону залива; или обращение назад.
Мыслители разных эпох пытались обратиться к этой способности человека, говоря о:
- мышлении над мышлением (Аристотель);
- самопознании (Сократ и Платон);
- достоверности знания (Августин);
- понимании внутреннего слова (Фома Аквинский);
- рациональности сознания (Р. Декарт).
Дж. Локкок: в голове человека сидит другой маленький человечек, который наблюдает и фиксирует, что делает большой человек. Вот эти наблюдения маленького человечка и были поименованы рефлексией.
И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегель (деятельностная трактовка):
- Рефлексия оказалась связанной не только с опытом, сколько со свободой от него.
- Рефлексия начала пониматься не как наблюдение, а как преобразующая активность – для того, чтобы сделать нечто, надо не наблюдать (хотя это и не помешает), а совершать действия.
- Для понимания рефлексии оказалось важным понятие «свобода» (мышления).
Характерные признаки в использовании слова «рефлексия» (Н.Г. Алексеев):
- отражение (отображение) нечто поступившего из вне неким субстратом (волна моря – берегом, свет лампы – рефлектором, опыт – сознанием человека);
- это отражение (отображение) всегда преобразовано согласно природе отображающего;
- интенционально оно направлено из нечто уже бывшее (например, на опыт, всегда накопленный, прошедший опыт).
Феномен рефлексии может также рассматриваться в следующих основных аспектах:
- коммуникативный
- кооперативный
- личностный
- интеллектуальный
В зависимости от функциональной обращенности рефлексивных процессов значимо выделять три вида рефлексии:
- ситуативная рефлексия
- ретроспективная рефлексия
- перспективная рефлексия
Уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания:
- первый уровень
- второй уровень
- третий уровень
- четвертый уровень
Схема организации рефлексии
остановка --- фиксация --- объективизация --- отстранение
Схема действия
ориентировка --- исполнение --- контроль (по П.Я. Гальперину)
замысел --- реализация --- рефлексия (по Н.Г. Алексееву)
Проектирование и исследование как деятельность. Связь с рефлексией
«Проект» - «pryblema» - по-древнегречески – задача, «нечто брошенное вперед»; то, к чему еще следует придти; в латыни «projectus» - брошенный вперед.
Главная цель исследования – установление истины, «того, что есть» («извлечь нечто из «следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам).
Соединение понятий «проектирование» и «исследование» с «рефлексией» возможно через отношение их к мыслительной деятельности. Все они имеют отношение к мыслительной деятельности: проектирование – к ее началу; исследование – к ее осуществлению; рефлексия – к ее осмыслению. Проектирование связано с реализацией замысла; исследование – с поиском и пониманием реального; рефлексия – с осознанием уже проделанного.
Рефлексия выступает в качестве механизма развития и регуляции деятельности. Деятельность является предметом рефлексии. Рефлексия – действие, направленное на выяснение оснований собственного способа осуществления активности.
Самостоятельная работа:
дать название этапам проектирования и исследования
Типовые этапы проектирования:
- подбор области проектирования, выделение проблемы –
- создание идеального образа результата, постановка целей, задач -
- определение необходимых средств, ресурсов, возможностей -
- создание поэтапного плана реализации проектов -
- осуществление действий и операций по воплощению -
- подведение итогов, фиксация хода реализации, положительных и отрицательных аспектов –
Основные этапы исследования
(представим по этапам, соотносимым с этапами проектирования):
- выделение предметной области осуществления исследования –
- выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования –
- подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования –
- формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования –
- сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных –
- обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных –
- соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными -
|