Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72 имени Героя Российской Федерации Гануса Феодосия Григорьевича г. Липецка
Школа начинающего исследователя
Документация
Глобус: из зарубежного опыта / из опыта российских коллег
Дополнительная информация
Исследовательская деятельность школьников
Точка зрения
Люди научного поиска
Технология проекта
Главная | Школа начинающего исследователя

Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности

Слово «рефлексия» производно от латинского слова «reflexio», что означает внутреннюю, обращенную к морю и отражающую его волны сторону залива; или обращение назад.

Мыслители разных эпох пытались обратиться к этой способности человека, говоря о:

  • мышлении над мышлением (Аристотель);
  • самопознании (Сократ и Платон);
  • достоверности знания (Августин);
  • понимании внутреннего слова (Фома Аквинский);
  • рациональности сознания (Р. Декарт).

Дж. Локкок: в голове человека сидит другой маленький человечек, который наблюдает и фиксирует, что делает большой человек. Вот эти наблюдения маленького человечка и были поименованы рефлексией.

И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегель (деятельностная трактовка):

  1. Рефлексия оказалась связанной не только с опытом, сколько со свободой от него.
  2. Рефлексия начала пониматься не как наблюдение, а как преобразующая активность – для того, чтобы сделать нечто, надо не наблюдать (хотя это и не помешает), а совершать действия.
  3. Для понимания рефлексии оказалось важным понятие «свобода» (мышления).

Характерные признаки в использовании слова «рефлексия» (Н.Г. Алексеев):

  1. отражение (отображение) нечто поступившего из вне неким субстратом (волна моря – берегом, свет лампы – рефлектором, опыт – сознанием человека);
  2. это отражение (отображение) всегда преобразовано согласно природе отображающего;
  3. интенционально оно направлено из нечто уже бывшее (например, на опыт, всегда накопленный, прошедший опыт).

Феномен рефлексии может также рассматриваться в следующих основных аспектах:

  1. коммуникативный
  2. кооперативный
  3. личностный
  4. интеллектуальный

В зависимости от функциональной обращенности рефлексивных процессов значимо выделять три вида рефлексии:

  1. ситуативная рефлексия
  2. ретроспективная рефлексия
  3. перспективная рефлексия

Уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания:

  • первый уровень
  • второй уровень
  • третий уровень
  • четвертый уровень

Схема организации рефлексии
остановка --- фиксация --- объективизация --- отстранение

Схема действия
ориентировка --- исполнение --- контроль (по П.Я. Гальперину)
замысел --- реализация --- рефлексия (по Н.Г. Алексееву)

Проектирование и исследование как деятельность. Связь с рефлексией

«Проект» - «pryblema» - по-древнегречески – задача, «нечто брошенное вперед»; то, к чему еще следует придти; в латыни «projectus» - брошенный вперед.

Главная цель исследования – установление истины, «того, что есть» («извлечь нечто из «следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам).

Соединение понятий «проектирование» и «исследование» с «рефлексией» возможно через отношение их к мыслительной деятельности. Все они имеют отношение к мыслительной деятельности: проектирование – к ее началу; исследование – к ее осуществлению; рефлексия – к ее осмыслению. Проектирование связано с реализацией замысла; исследование – с поиском и пониманием реального; рефлексия – с осознанием уже проделанного.

Рефлексия выступает в качестве механизма развития и регуляции деятельности. Деятельность является предметом рефлексии. Рефлексия – действие, направленное на выяснение оснований собственного способа осуществления активности.

Самостоятельная работа:
дать название этапам проектирования и исследования

Типовые этапы проектирования:

  • подбор области проектирования, выделение проблемы –
  • создание идеального образа результата, постановка целей, задач -
  • определение необходимых средств, ресурсов, возможностей -
  • создание поэтапного плана реализации проектов -
  • осуществление действий и операций по воплощению -
  • подведение итогов, фиксация хода реализации, положительных и отрицательных аспектов –

Основные этапы исследования
(представим по этапам, соотносимым с этапами проектирования):

  • выделение предметной области осуществления исследования –
  • выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования –
  • подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования –
  • формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования –
  • сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных –
  • обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных –
  • соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными -

ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ


Новости | Контакты | Карта сайта | О сайте

Справочник по вузам России НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ Сайт департамента образования г. Липецка Образовательный портал г. Липецка ЕГЭ Научная электронная библиотека

Copyright МБОУ СОШ № 72 © 2008-2013