|
Главная | Школа начинающего исследователя
Подготовка к проведению научного исследования
- Определение объектной области, объекта и предмета исследования
- Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
- Изучение научной литературы и уточнение темы
- Формулировка гипотезы
- Формулирование цели и задачи исследования
- Определение методов исследования
- Определение объектной области, объекта и предмета исследования
Объектная область - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Объект исследования - это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.).
- Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
Тема исследования - это сфера производимой исследовательской деятельности.
Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.
Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.
Ряд практических шагов-приемов помогающих самостоятельно выбрать тему:
- Аналитический обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов.
- Руководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.
- Поисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин.
- Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов.
- Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве.
- Поиск темы может вестись в "естественных" условиях научно-творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной области изысканий.
- Изучение научной литературы и уточнение темы
- Проведение поиска нужной информации.
- Составление предварительного списка изданий
- Непосредственная работа с источниками
Определив тему и проблему своей работы,
школьнику следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимы с выбранной объектной областью :
- Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования.
- Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.
- Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.
- Формулировка гипотезы
Гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении .
Основные свойства гипотезы:
- Неопределенность истинного значения.
- Направленность на раскрытие данного явления.
- Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы.
- Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.
Основные требования к формированию гипотезы:
- В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области.
- Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам.
- Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории.
- Недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов.
- Формулирование цели и задачи исследования
Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.
Можно поставить целью:
- выявить…
- установить…
- обосновать…
- уточнить
- разработать….
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
Задачи принято делить на практические и познавательные.
Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности.
Второй тип задач включает подуровень эмпирических познавательных задач
- Определение методов исследования
Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типов объектов действительности и к разным классам научным задач изучает методология науки.
Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений.
Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.
Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация.
Математические методы:
- Статистические методы
- Методы и модели теории графов и сетевого моделирования
- Методы и модели динамического программирования
- Методы и модели массового обслуживания
- Метод визуализации данных (функции, графики)
|
|
|
ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
|
|
|
|