Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72 имени Героя Российской Федерации Гануса Феодосия Григорьевича г. Липецка
Школа начинающего исследователя
Документация
Глобус: из зарубежного опыта / из опыта российских коллег
Дополнительная информация
Исследовательская деятельность школьников
Точка зрения
Люди научного поиска
Технология проекта
Главная | Школа начинающего исследователя

Подготовка к проведению научного исследования
  1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования
  2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
  3. Изучение научной литературы и уточнение темы
  4. Формулировка гипотезы
  5. Формулирование цели и задачи исследования
  6. Определение методов исследования

  1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования
  2. Объектная область - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

    Объект исследования - это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.

    Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.).

  3. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
  4. Тема исследования - это сфера производимой исследовательской деятельности.

    Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.

    Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

      Ряд практических шагов-приемов помогающих самостоятельно выбрать тему:
    • Аналитический обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов.
    • Руководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.
    • Поисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин.
    • Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов.
    • Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве.
    • Поиск темы может вестись в "естественных" условиях научно-творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной области изысканий.
  5. Изучение научной литературы и уточнение темы
    1. Проведение поиска нужной информации.
    2. Составление предварительного списка изданий
    3. Непосредственная работа с источниками
    Определив тему и проблему своей работы, школьнику следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимы с выбранной объектной областью :
    1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования.
    2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.
    3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.

  6. Формулировка гипотезы
  7. Гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении .

    Основные свойства гипотезы:

    1. Неопределенность истинного значения.
    2. Направленность на раскрытие данного явления.
    3. Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы.
    4. Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

    Основные требования к формированию гипотезы:

    • В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области.
    • Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам.
    • Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории.
    • Недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов.

  8. Формулирование цели и задачи исследования
  9. Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.

    Можно поставить целью:

            
    • выявить…
    • установить…
    • обосновать…
    • уточнить
    • разработать….

    Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

    Задачи принято делить на практические и познавательные. Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности. Второй тип задач включает подуровень эмпирических познавательных задач

  10. Определение методов исследования
  11. Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типов объектов действительности и к разным классам научным задач изучает методология науки.

    Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений.

    Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.

    Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация.

    Математические методы:

    • Статистические методы
    • Методы и модели теории графов и сетевого моделирования
    • Методы и модели динамического программирования
    • Методы и модели массового обслуживания
    • Метод визуализации данных (функции, графики)

ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ


Новости | Контакты | Карта сайта | О сайте

Справочник по вузам России НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ Сайт департамента образования г. Липецка Образовательный портал г. Липецка ЕГЭ Научная электронная библиотека

Copyright МБОУ СОШ № 72 © 2008-2013