Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72 имени Героя Российской Федерации Гануса Феодосия Григорьевича г. Липецка
Школа начинающего исследователя
Документация
Глобус: из зарубежного опыта / из опыта российских коллег
Дополнительная информация
Исследовательская деятельность школьников
Точка зрения
Люди научного поиска
Технология проекта
Главная | Глобус: из зарубежного опыта / из опыта российских коллег

Вычисляем число Авогадро на компьютере
Journal jf Chemical Education. 1996. №5. P. 98-99

Знакомя учащихся с понятием «моль», учитель обычно сталкивается с необходимостью доступными средствами пояснить, сколь велико число Авогадро. Согласитесь, что запись 6,02х10^23 не слишком наглядна. Записав это число на доске с 21 нулем, 24-значным, можно достичь большего эффекта, но и здесь ребят удивляет в основном длина строки.

А вот преподавательница химии из средней школы г.Провиденс (штат Род-Айленд, США) М.Толудис предлагает свои способ демонстрации числа Авогадро. Для этого нужен какой-нибудь старенький компьютер (с не слишком большим быстродействием). М.Толудис использовала малоскоростной компьютер “Apple” ( модель II ). Вместе с учениками она написала несложную программу на BASIC, позволяющую рассчитывать сколь угодно большое число последовательным сложением.

Компьютер начинает вычисления по программе, текущее число постоянно отображается на мониторе, а ребята засекают по часам: сколько времени потребуется компьютеру, чтобы дойти в расчетах до какого-нибудь крупного числа. Допустим, что за 20 минут машине удалось досчитать до 32 000. Тогда нетрудно вычислить, какое число она получит за час, за сутки, за год. И сколько вообще времени потребуется, чтобы посчитать число Авогадро? Вспомнив курс математики, ребята выведут формулу, позволяющую рассчитать, за сколько лет компьютер достигнет числа Авогадро:

6,02*10^23*[20(мин)/32000(операции)]*[1(час)/60(мин)]*[1(сутки)/24(часа)]* *[1(год)/365(суток)].

Первое время ребята с увлечением наблюдают за работой компьютера. Каждое занятие в классе начинается с проверки: на какой стадии находятся расчеты. Но проходят дни, недели, а компьютер все продолжает вычисления. Иногда спустя месяцы ребята вдруг вспоминают о запущенной программе и подходят к монитору проверить расчеты. Но нет, до числа Авогадро еще далеко. Как сообщает М.Толудис, порой, уже закончив школу, выпускники заходят к ней узнать, не “сосчитал” ли, наконец, компьютер до 6,02*10^23? В итоге огромность числа Авогадро надолго остается у них в памяти.

ГЛОБУС: ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА / ИЗ ОПЫТА РОССИЙСКИХ КОЛЛЕГ


Новости | Контакты | Карта сайта | О сайте

Справочник по вузам России НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ Сайт департамента образования г. Липецка Образовательный портал г. Липецка ЕГЭ Научная электронная библиотека

Copyright МБОУ СОШ № 72 © 2008-2013